Так, например, МГ был очень неприхотлив в жизни. Ходил себе этаким колобком в лыжном свитере и лыжных ботинках - летом, ну а чо, какую спортивную форму выдавали, ту и носил, - вечно небритый и со сломанной "молнией" на брюках. В таком виде он ходил практически везде - и в яхт-клуб, и администрацию Капчагая, и в спорткомитет республики. Но было одно место, перед походом в которое МГ брился и надевал исправные штаны. Это - бухгалтерия. Запомни - объяснял он мне - ты можешь поругаться с начальником и послать его - через полчаса вы будете спокойно работать вместе, ты можешь наплевать на окружающих, и это в принципе не помешает тебе жить, но! - если женщины в бухгалтерии тебя невзлюбят, счастья тебе не будет никогда.
Или, например, МГ писал книжки по технике и тактике парусного спорта. В те годы многие издавались самиздатом - распечатывали брошюры на всевозможных ротапринтах, помещали туда нарисованные картинки, и т.д. потом, по мере накопления таких самоделок, удавалось издать что-либо через нормальную типографию - но это уже касается организации производства книгопродукции в СССР, сейчас не об этом. Так вот МГ постоянно из всех популярных в спорте людей, как клещ, выбивал рецензии на свои книги. А отлавливал он этих людей в местах их скопления очень своеобразно и правильно. Приезжаем мы. например, в Олимпийский центр в Таллине - а это огромное сооружение, множество корпусов, сооружений, эллингов, пирсов. Вместо того, чтобы, выпучив глаза, носиться по территории в поисках нужных людей, Михаил Григорьевич спокойно усаживался в холле главного корпуса за фикусом и терпеливо ждал, когда нужный человек пройдет мимо. тогда он вылетал из-за цветочного горшка, выбивал из ошеломленного прохожего требуемое и вновь удалялся в засаду. он называл это тактикой подводных лодок. И. сидя несколько лет спустя в засадах вместо того, чтобы без толку носиться по ночному городу, я много раз вспоминал МГ добрым словом.
Так вот, собственно, к чему вспомнил. Объясняя нам, что нужно не просто смотреть и докладывать, а еще и анализировать и делать выводы, он приводил такой пример. Вот почему именно Рихард Зорге был великим разведчиком? Ведь на самом деле их были тысячи, а помнят только этого (ну еще Штирлица - добавил я от себя)? Да потому, что он не просто сидел в кустах возле железной дороги и подсчитывал прошедшие эшелоны с техникой, а, на основе своих наблюдений, сделал итоговый вывод - Япония не в состоянии в 1941 году напасть на Советский Союз. Именно этот вывод позволил Верховному главнокомандованию снять 30 дивизий с Дальнего востока, перебросить их под Москву и добиться первой большой победы в той войне.
Объясняю вчера то же самое нашему Мише. А тот - великий спорщик. Не,- мотает головой, - думаю, это случайность. Не тот - так другой заметил был и сделал вывод.