Первый раз прочитал 15 лет назад, когда книга вышла, и забыл о ней. На днях попалась на глаза, глянул начало - все про нашу молодость. Парень пришел в милицию во второй половине 80-х, спортсмен, начало 90-х, активная спортсменско-бандитская движуха. даже звание - капитан - все как у меня - чисто ностальгия по молодости. Ну и зачитался.
В середине книги у опера срыв. И совершенно гениально описано - так не может описать человек, который не был в этой шкуре - состояние мента, который, понимая систему, понимает, что он влетел, что его будут закрывать, и ему некуда бежать. Человек, который не в теме, воспринимает это проще - он не видит нюансов, просто переживает цепь неприятностей. А мент - он все видит заранее, и четко понимает - вот сейчас будут брать. Вот сейчас будет санкция. Сейчас поедем в ИВС. Сейчас СИЗО. В этом месте могут отпустить, но не отпустят, но нужно попытаться. Страшное ощущение безнадеги.
Сразу вспомнил, как я был в розыске - документы, кстати, на розыск, подписывал человек, на днях мелькнувший в новостях, - две недели не жил дома, сбрил усы и сменил одежду, чтобы "наружка" меня не взяла. Оглядывался через стекло и рубил "хвосты" "проходняками". Правда, по тому делу получилось - мы сорвали срок и дело умерло.
А по другому делу не получилось. Точно знал, что будут арестовывать - СОБРовцы отказались участвовать, но предупредили. Сделал все, что мог, и пошел сдаваться - потому что бежать было некуда. Раньше об этом уже писал. И там, в конце, почему перестал читать Кивинова. Так вот Константинова, похоже, я читать перестал по той же причине. Только намного жестче заблокировал в памяти. Потому что, если у Кивинова в целом все-таки весело, а, допустим, в "Антикиллере" Корецкого - тоже биографически близкая мне книга, и очень мне нравится - все таки жизнеутверждающе, то здесь, в "Менте" - жесткая безнадега. Некуда бежать.
Но все равно надо жить и помнить, что рано или поздно мы прорвемся, и в конце концов все будет хорошо.