Что хочу сказать по этому поводу в целом. Может, мне просто везло в жизни, но я регулярно сталкиваюсь с тем, что суд демонстрирует справедливость. Есть, конечно, и другая тенденция - однако лично я не могу сказать, что в суде зло всегда побеждает добро.
Пока я работал в уголовке, мне казалось, что суд честен и справедлив. Были, конечно, непонятные решения - когда, допустим, суд оправдал чела, у которого лично я отобрал два ТТ - но я по молодости поверил судье, что он не мог иначе, потому что я стволы сначала нашел, а потом пригласил понятых. А пальцев на стволах эксперт не нашел, хотя я их лично видел. Тем не менее. в целом всегда все происходило, по моему разумению, правильно.
Когда я лично столкнулся с правосудием по собственному делу - все делали самые мрачные прогнозы. Однако судья Октябрьского суда Азев в 1997 году возвратил уголовное дело на дополнительное расследование, и никто в суде этому не мешал. В 1998 году судья областного суда Р.Н. Измайлов оправдал нас за недоказанностью по одному эпизоду, второй вернул на "дослед". Нам говорили, что это не устоит в Верховном. Однако Верховный суд не просто оставил приговор в силе, но и изменил с недоказанности на отсутствие состава преступления. А потом, после оглашения, еще и поговорили с нами - судьи Верховного суда - с простыми операми, находящимися под судом! - мне это было удивительно - и сказали - мужики, вы берегите себя.
Когда прокуратура второй раз запихала огрызки нашего дела в суд, судья областного суда вновь вернул дело прокурору. Верховный отменил со словами - пора заканчивать этот цирк. Тогда тот же судья прямо сказал нам - извините, парни, не получилось - и вынес приговор со сроками, которые подпадали под амнистию - а вообще, по тому обвинению, должен был влепить по пятерочке без всяких амнистий. Однако Верховный даже этот приговор отменил и дал указания, по которым нас нужно было оправдывать. Правда, председатель областного суда Овчарук вместе с покойным прокурором области Туйковым, вместо того, чтобы выполнять решение Верховного и вновь рассматривать дело, инициировали надзорное представление генерального прокурора, и в результате определение коллегии Верховного суда было отменено президиумом ВС. Но там мы сами не доработали - это был уровень, куда нам, трем капитанам милиции, казалось просто невозможным дотянуться. И я стал адвокатом. А сейчас тупо некогда возвращаться к тому вопросу.
Когда в 2002 году судья Свердловского областного суда Поденко Т.П. освободила из-под стражи человека, незаконно арестованного Невьянским судом - я не поверил ушам и сказал - так же не бывает. Почему? - спросила у меня судья.
В 2003 Верховный отменил приговор на 8 лет лишения свободы Челябинского областного суда по моему первому большому делу, на котором я вырос и которое вел в общей сложности 3 года. При этом, когда в Верховном меня немного понесло, судья вдруг вмешался, и мне пришлось доставать свои записи и доказывать с цифрами, что я не вру. И меня слушали.
В 2004 Верховный не только возбудил надзорное производство по моей жалобе, но и по мотивам этой жалобы внес целый пункт в Постановление Пленума.
В 2008 СК по уголовным делам ЯНАО под председательством Школина А.В. отменил арест предпринимателя, причем отписал определение настолько качественно, что мы его долго носили с собой в качестве образца. А в 2009 они отменили приговор на 9 лет по 229 УК, и впоследствии офицер был оправдан.
Честно говоря, когда начинал писать этот пост, думал перечислить все знаковые для меня решения хотя бы Верховного. Однако оказалось, что их слишком много. Даже тех, которые тронули до слез, многовато для описания.
Вот, в декабре 2014 наш областной суд освободил Зубовича
И сейчас, 19 марта 2015, Верховный возбудил кассационное производство по аресту Буркова.
Так что не верьте, что правосудия нет. Тяжело, трудно, обвинительный уклон никто не отменял - но работать можно, и все получится.